Неформальные объединения детей и молодёжи

Неформальные объединения детей и молодёжи
   - социальные группы детей различной направленности. К Н.о. обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Наиболее часто неформальными называют стихийно возникающие группы, чтобы отличать их от официально зарегистрированных детских общественных организаций и самодеятельных объединений, действующих в рамках детского движения (как правило, под руководством взрослых). Н.о. по характеру социальной направленности могут быть как социально положительные, так и асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные (противостоящие обществу и представляющие для него опасность - крими- нальные группировки, хулиганские шайки и пр.). Мн. исследователи Н.о. (А.В. Добрович, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, А.В. Мудрик, И.С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения Н.о.: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр. Поведение подростка, юноши во многом определяется особой маргинальностью его положения в переходный период от детства к взрослости. Именно в это время в психике подростка проявляются внутренние противоречия: неопределённость уровня притязаний личности, застенчивость и вместе с тем конфликтность, агрессивность и т.п. Не находя понимания у старших, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения со сверстниками. В переходном подростковом возрасте происходит переориентация общения ребёнка с родителей и учителей и вообще старших на ровесников. Детское сообщество играет чрезвычайно важную роль для ребёнка. Во-первых, оно выступает как очень важный канал коммуникации, здесь ребёнок приобретает такую информацию, которую он не получает от взрослых. Во-вторых, в детском объединении ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и отстаивать свои интересы. У детей вырабатываются коммуникативные качества, поскольку отношения между членами детского сообщества строятся на равных началах, а свой общественный статус необходимо заслужить. В-третьих, в сообществе сверстников подросток, юноша приобретает особый род эмоционального контакта. Типичная черта Н.о. - их чрезвычайно высокая конформность. Подростки, как правило, некритически оценивают мнение своей группы и её лидеров. Стремление быть "как все" распространяется на эстетические воззрения, на одежду, стиль поведения и пр. Т.о. проявляется противоречие - индивидуальность выражается через единообразие. Причём в Н.о. эта одинаковость тщательно поддерживается, а подростку, желающему выделиться, приходится испытывать сопротивление группы. Чем примитивнее Н.о., тем нетерпимее оно к проявлению индивидуальности. В Н.о. возникает своя субкультура, которая оказывает значительное влияние на образ жизни и поведение подростка. В зависимости от своей социальной ориентации Н.о. играют позитивную или негативную роль в развитии личности. В позитивных Н.о. дети раскрывают свой творческий потенциал и приобретают положительный социальный опыт. Антисоциальные Н.о. возникают как по месту жительства, так и в специальных учебно-воспитательных учреждениях (для правонарушителей) и характеризуются особыми чертами. Межличностные отношения в таких Н.о. регулируются законами и правилами, свойственными криминальным формированиям. Их деятельность характеризуется нарушением общественного порядка, хулиганством, воровством и др. проявлениями преступности несовершеннолетних.
   Во мн. странах мирах периодически возникают массовые неформальные движения. Так, в начале 50-х гг. в США появились "битники", исповедовавшие бродяжничество, бегство от "духовного ожирения", цивилизации; в середине 60-х гг. - "хиппи", представители которых объединялись в коммуны, пытались зарабатывать деньги уличным и ремесленным творчеством, увлекались религией. Т.о. молодёжь противопоставляла миру взрослых свои собственные ценности. Однако опыт показал, что в большинстве случаев из этих "неформалов" сформировались вполне благополучные и законопослушные граждане. В 60-е гг. возникли "рокеры" (группировки подростков-мотоциклистов, в 90-е гг. они стали называться "байкерами"), в 70-80-е гг. - "попперы" (молодые люди, стремившиеся вести праздный образ жизни и модно одеваться), "панки" (увлекавшиеся музыкой в стиле панк-рока, отличавшиеся эпатирующим внешним видом и причёской; нередко страдающие наркоманией, алкоголизмом и др.). Большие группы неформалов ("фанатов") увлекались спортивными командами и движениями, музыкальными течениями, электронными средствами коммуникации ("хакеры" - сторонники общения по Интернету) и пр. Выделяются Н.о. религиозной направленности. В 80-90-е гг. во всём мире стали популярны (в т.ч. и в Рос. Федерации) "толкинисты" (поклонники творчества английского писателя Дж.Р.Р. Толкина, создавшего фантазийный мир со своей идеологией, философией и пр.). Однако наибольшую опасность вызывают экстремистские и милитаризованные Н.о. "бритоголовых", "неофашистов", "чернорубашечников" и пр., стремящиеся выработать свою идеологию и создать политические движения и партии.
   В отечественном детском и молодёжном движении до конца 80-х гг. деятельность Н.о. (кроме чисто любительских) не только осуждалась, но и преследовалась. Несмотря на запреты, в нашей стране также имелись последователи "хиппи", "рокеров", "панков" и т.п. Специфическими Н.о. стали отечественные "люберы" (физически тренированные подростки, выступающие за наведение порядка силой). Наиболее массовыми Н.о. были спортивные "фанаты", постоянно враждовавшие между собой и представлявшие тем самым общественную опасность. Противоположным по духу было модное среди интеллигенции, учащейся и студенческой молодёжи романтическое движение клубов самодеятельной песни, объединявшее на своих слётах иногда тысячи человек, которые стремились найти самовыражение в творческой деятельности.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 169)
   — одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)
   Ч422

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Неформальные объединения детей и молодёжи" в других словарях:

  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи — социальные группы с разл. обществ. ориентацией. Понятие Н. о. достаточно многозначно. К Н. о. часто относят такие разнородные явления, как оппозиционные полит. партии, экологич. движения, любительские и творческие объединения, контркультурные… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Самодеятельные объединения детей и молодёжи —     сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение С.о. обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и… …   Педагогический терминологический словарь

  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ — сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Единый термин для обозначения таких обшно стей отсутствует. Социологи часто употребляют понятие неформальные объединения, т.е.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ — детей и молодёжи, социальные группы с разл. обществ, ориентацией. Понятие Н. о. достаточно многозначно. К Н. о. часто относят такие разнородные явления, как оппозиционные полит, партии, экологич. движения, любительские и творческие объединения,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Детское общественное объединение —     группа детей и подростков, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности, как правило, при педагогическом управлении взрослых; одна из форм детского движения. Термин Д.о.о. часто употребляется как синоним понятия… …   Педагогический терминологический словарь

  • Молодежная субкультура —     система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.    (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 417)    См. также Неформальные объединения детей …   Педагогический терминологический словарь

  • СКАУТИЗМ — (от англ. scout разведчик), система воспитания детей, подростков и юношества. Находит своё выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга пед. методики организации дет. внешкольного воспитания. С.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Синягина, Наталья Юрьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Синягин. Наталья Юрьевна Синягина (род …   Википедия

  • Синягина — Синягина, Наталья Юрьевна Наталья Юрьевна Синягина (род. 16  …   Википедия

  • Контркультура —     обозначение явлений, противостоящих официальным установкам и принципам, господствующим в конкретной культуре. Термин К. появился в западной литературе в 60 е гг. для определения молодёжной субкультуры, получившей распространение во 2 й… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»